Во время визита в Днепр, состоявшегося 17 декабря, глава государства нашел время и для вручения наград добровольцам, воевавшим на восточном фронте. Судя по фотографиям, начавшим появляться в интернете с вечера понедельника, этими героями фронта были бойцы Украинской добровольческой армии (УДА) Дмитрия Яроша, воевавшие ранее в Добровольческом украинском корпусе «Правый сектор»* (ДУК ПС).
Сам Ярош на фото, опубликованном на официальной странице Порошенко в Facebook, позирует стоя непосредственно рядом с главой государства. С одной стороны, вроде бы что такого — и Ярош является внефракционным депутатом Верховной Рады, и «Правый сектор» на современной Украине возведен в число героев, как и вояки ОУН-УПА*.
Но дело в том, что 16 декабря Ярош выступил на своей официальной странице в Facebook с заявлением, вызвавшим огромный резонанс: «Иерархия так называемой УПЦ МП, которая не нашла национального мужества, сил и аргументов перейти в Украинскую церковь, является, таким образом, не служителями Бога, а агентурной сетью ФСБ и Путина, а значит — врагами Украины. «Охота» на московских попов, которые верно служат Путину и Кириллу, — дело угодное Богу и нашей Родине. Вон московских попов с Украины!»
А ведь Порошенко не устает уверять, что «никто ни на кого не будет давить, если кто-то хочет оставаться в церкви, которая сохраняет единство с РПЦ, — это их выбор» (заявление 18 декабря на Тернопольщине). И при этом дружески общается с теми, кто обещает устроить «охоту на московских попов», вручает им ордена и даже наградные пистолеты.
Кстати, как упомянуто на сайте президента Украины, Порошенко на встрече 17 декабря среди прочего поздравил добровольцев с созданием Украинской поместной православной церкви, отметив: «Здесь будут молиться… за украинское войско, а не за российское. А это значит — Господь с нами».
Подобное заявление стоящие, вытянувшись в струнку перед Порошенко, Ярош и командиры частей УДА — комбат 5-го отдельного батальона Владислав Литвин (позывной Черный) и комбат 8-го отдельного батальона «Аратта» Андрей Гергерт (позывной Червень) — вполне могли воспринять и как поощрение к дальнейшим действиям.
«С определенной уверенностью можно говорить о том, что между Порошенко и Ярошем существует некий неформальный альянс, причем уже достаточно давно», — рассказал Украина.ру заместитель председателя комитета по международным делам партии «Родина» Владимир Лактюшин, одной из специализаций которого является Украина.
Лактюшин перечислил ряд моментов, говорящих в пользу этого.
«Во-первых, вспомним поведение Яроша еще на посту главы «Правого сектора». С одной стороны, он не раз прямо угрожал Порошенко — например, в сентябре 2014 года после подписания первых Минских соглашений прямо заявил, что при таком развитии событий у Украины вскоре будет новый президент, и предложил Порошенко поинтересоваться судьбой Януковича.
С другой — на практике это ни во что не выливалось, более того, когда 31 августа 2015 года националисты из «Свободы», праворадикальных группировок и футбольных фанатов пошли на штурм Верховной Рады, принимавшей вторые Минские соглашения, бойцов «Правого сектора» с ними не оказалось. В итоге возмущенные соратники в ноябре того же года «выдавили» Яроша из организации (с ним ушел и костяк фронтовиков, образовавший Украинскую добровольческую армию), и сразу после этого деятельность «Правого сектора» действительно приобрела на практике более антисистемный характер — это и серия протестных митингов «Свобода узникам», и многое другое.
В то же время созданная бывшим вождем организации «Державническая инициатива Яроша» (ДИЯ) отметилась в последующем лишь обучением ВСУшников в своих лагерях», — сообщил Лактюшин.
«Во-вторых, вспомним недавнюю ситуацию, когда в июле этого года командующий штабом Операции объединенных сил [сменила в апреле «АТО»], генерал-лейтенант Сергей Наев заявил о том, что добровольцев, не состоящих в рядах ВСУ и Нацгвардии, более не будут допускать на линию фронта. Командиры «Правого сектора» тогда приняли это в штыки и начали угрожать армейцам, и на одного из них, самого активного и резкого — командира отдельной штурмовой роты ДУК ПС Дмитрия Коцюбайло (позывной Да Винчи) — даже было совершено тогда покушение, его машину расстреляли на дороге.
А вот Ярош приехал к Наеву, пообнимался с ним на фотокамеру и заявил, что бойцы его Украинской добровольческой армии не будут как-либо конфликтовать с силовиками, а СБУ так и вообще давно и регулярно появляется на их базах в Донбассе. В итоге закаленные бойцы Яроша без единого выстрела сдали оружие и отошли в Днепр», — говорит Лактюшин.
Наконец, отмечает представитель «Родины», третий и самый актуальный пример: «В октябре этого года «Свобода» заявила о выдвижении в президенты Украины в 2019 году Руслана Кошулинского, в несколько раз уступавшего по популярности вождю партии Олегу Тягнибоку и заведомо не имевшего шансов не то что победить, а даже набрать несколько процентов голосов.
Всем было очевидно, что это «договорняк» с властью со стороны крупнейшей партии националистов, «слив» голосов в пользу Порошенко на выборах [для которого при его рейтингах потеря даже 2-3% голосов крайне критична] в обмен на некие преференции. Так вот, Ярош тогда поддержал выдвижение Кошулинского как единого кандидата в президенты от националистов, хотя отношения «Правого сектора» и ярошевской ДИИ со «Свободой» никогда не были особенно теплыми. То есть «прикормленные националисты» при власти вскрылись и расчехлились разом».
Причин такого поведения Яроша, гремевшего четыре года назад как вождь штурмовиков-радикалов Майдана, может быть много. На выборах в Верховную Раду 2012 года он был официальным доверенным лицом Валентина Наливайченко, который после победы Майдана занял пост главы СБУ и занимал этот пост до июня 2015 года.
Многие считают, что на Яроша есть обширный компромат в спецслужбах, как собранный до Майдана, так и в ходе оного. Например, о его визитах в феврале 2014 года на переговоры к Януковичу и последующие уже после бегства главы государства в Харьков события, когда лидер «Правого сектора» по звонку от Януковича разворачивал обратно своих бойцов, шедших штурмовать известную резиденцию президента в Межигорье.
Правда, сам Наливайченко давно «выжит» Порошенко со своего поста и находится в оппозиции, но дела-то остались.
* Организации запрещены в России Верховным судом РФ.